Слово об учителе и о школе

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа "Город Архангельск"

"Средняя школа №17" 

 163061, г. Архангельск, ул. Воскресенская, 106 кор.2

                                                                                                                                                                 20-31-08 - директор

                                                                                                                                                            23-95-76 - вахта    

                                                                                                                                                        23-95-81 - завуч

                                                                                                                                                                     20-36-40 - канцелярия

                                                 

                                                                                 e-mail: school17-arh@mail.ru 

Слово об учителе и о школе

 

 

Продолжая рассказ о школе, невозможно не оценить ог­ромной заслуги в воспитании творческого педколлектива пер­вой администрации — директора Т. Л. Пановой, завучей М. В. Балабиной, Н. А. Мочаловой, В. П. Болдуевой, Т. Н. Бутаковой, организатора 3. И. Марковой, секретаря партийной ор­ганизации Р. М. Фомичевой. Первым всегда труднее, но они, не считаясь с личным временем, всю энергию, знания, сердца отдавали детям и учителям.

«Фундамент школы» был заложен на совесть и надолго! Талантливыми организаторами внеклассной работы со школь­никами были А. А. Агафонов и позднее О. Г. Печникова. Вы­пускники тех лет никогда не забудут «Веснянок», конкурсов бальных танцев, походов, вечеров.

Плеяда прекрасных, вечно ищущих новое вожатых прошла становление в школе -- это Ж. Е. Булатова, Н. Е. Онякова, Е. Ю. Волыхина, И. Ю. Иванова, И. Е. Рябкова. Это они, мо­лодые талантливые старшие друзья ребят, взяли на себя не только заботу об интересной поре детства, юности, но и от­ветственность за их радости и волнения. Многие поколения выпускников благодарны им за это.

1991 - 92 учебный год вошел в историю школы как настоя­щий заслуженный праздник — школа стала победителем пер­вого областного конкурса «Школа года-91» .и вышла в число лучших школ России. Ей вручили диплом Академии наук за номером 1. Педколлектив не стоит на месте. Третий год школа работает по программе непрерывного развития личности (автор - администрация школы). Основная задача переход­ного периода: от школы развития - к новой многопрофиль­ной школе, реализация системы непрерывного образования и перевод его на новую культурную и развивающую базу, обеспечивающую становление личности и развитие способнос­тей школьника на всех этапах развития.

Исключительная роль в решении данной задачи принадле­жит учителям. Из 75 педагогов - 22 награждены значком «Отличник просвещения»; имеет звание «Заслуженный учи­тель РФ» Мартынова Антонида Аркадьевна, учитель началь­ных классов; прошли аттестацию и получили высшую катего­рию 13, первую категорию -- 17 человек.

Познакомимся поближе с учителями - мастерами своего дела. В школе раннего развития Л. П. Долбня и Л. А. Чебыкиной царит доброжелательная обстановка. Цель занятий — ранняя адаптация детей к школе, активизация процессов вни­мания, памяти, мышления. Людмила Петровна работает 4-й год по системе Л. В. Занкова. Огромная заслуга в становле­нии творческого коллектива 3«Г» класса принадлежит энту­зиасту своего дела, молодому педагогу Е. Ю. Волыхиной. Уча­щиеся этого класса углубленно занимаются спортивным баль­ным танцем (руководитель А. Л. Антонов), участвуют в го­родских и областных отборочных конкурсах в классах «О», «Е». В конкурсе «Школьный вальс» в 1994 году наши танце­вальные пары показали себя совсем неплохо, дойдя до выс­туплений полуфинала. На базе класса создан фольклорный ансамбль, который изучает народные песни, танцы, обычаи. Активными членами клуба «Толк» при театре кукол являются учащиеся начальных классов (учителя Л. А. Чебыкина и Т. Т. Фомичева). В младших классах продолжает работу коллек­тив детского театра (рук. воспитатели Т. И. Некрашевич и И. А. Самсонова), который прославился постановкой спектак­ля «Три поросенка». Шесть лет осуществляла развитие лич­ности школьников Н. А. Лустина через познание окружаю­щего мира, через туристско-краеведческую работу, программу которой сама составила. Учащиеся В. В. Афанасьевой хорошо овладевают приемами мыслительной деятельности на уроках математики и конструирования.

В школе введено изучение иностранных языков (англий­ского, немецкого, французского) с первого класса. В. В. Мо­розова, В. П. Попова участвовали в разработке методичек по иностранному языку для начальной школы. Уроки этих учителей: можно сравнивать с ярким и увлекательным спектаклем. Творчески работают с малышами и молодые учителя иностранного языка Т. Р. Полоскова и Н. В. Абрамова (вы­пускники нашей школы). Набираются опыта и молодые учи­теля начальной школы: Л. В. Новикова, Т. В. Ноговицына, Е. Ю. Вызова, О. Ю. Насамбаева. Человечность, требовательность, широкий культурный кругозор — отличительные черты этих учителей.

Уроки Л. Н. Корытовой, А. Г. Казаковой, Л. М. Киевской учат детей любви, доброте, сердечности, верности и предан­ности самому святому и дорогому в жизни человека-матери.

Ветераны педагогического труда, учителя-новаторы, мас­тера своего дела - так можно охарактеризовать А. А. Мар­тынову и И. В. Афанасьеву. Каждый новый урок -  это от­крытие для ребят. Выпускники данных учителей отличаются глубокими, прочными знаниями. Большой след в их памяти оставили учителя начальных классов Р. В. Агафонова и О. С. Замараева, которые сейчас на заслуженном отдыхе, но связи со школой не теряют. Методической работой дружного твор­ческого коллектива начальной школы руководит заместитель директора по учебно-воспитательной работе Ершова Анна Яковлевна - умный, трудолюбивый, интеллигентный учитель учителей.

Слава 17-й школы — в творческом коллективе первых учи­телей - Хороший учитель — личность неповторимая. Таких пе­дагогов в среднем и старшем звеньях большинство. Вопросы обучения решают люди больших знаний и большой культуры. Что характерно для сегодняшней школы? В первую очередь — новый подход к обучению учащихся. Создаются объединения творческих групп учителей. Например, разрабатывая тему «Межпредметные связи в процессе обучения» учитель физики В. М. Петров и учитель биологии Е. Б. Соловьева провели би­нарные уроки по теме «Силы в природе»; учителя химии Л. А. Истомина и И. А. Самыловская, а также учителя био­логии Е. Б. Соловьева, Н. В. Чащина совместно с учителями географии А. П. Бондарь, В. А. Пастуховой объединились в работе над экологическим образованием школьников. Учитель музыки Л. С. Викторова и учитель литературы Р. К. Шкендра — в проведении бинарных уроков по теме «Сказка в лите­ратуре и музыке».

Во-вторых, произошло обновление содержания образова­ния с учетом его  экологизации. Изучая «Историю культуры Архангельского Севера» (автор Л. П. Лопатина - учитель русского языка и литературы), пробуждаем интерес учащихся к истории культуры своего края.

Одновременно с пересмотром фундаментальных основ прежней школы памяти были введены элементы современной профессиональной подготовки, заключающейся в преподавании основ рыночной экономики (маркетинг, менеджмент, ценные бумаги, бухгалтерский учет) и создании прочной связи с выс­шей школой (с Всероссийским финансово-экономическим ин­ститутом). Третий год успешно овладевают программой уча­щиеся экспериментальных классов учебного комплекса ВЗФЭИ.

Четвертый год учитель физики и информатики Н. Н. Пере­копский внедряет в практику программу «Пилотной школы». Учащиеся изучают спецкурс «Экономические приложения к ЭВМ».

Выпускники бизнес-классов, как говорят шахматисты, ду­мают на несколько ходов вперед. Уже умеют отличать «ли­повых» бизнесменов, обожающих публичные скандалы как средство достижения дешевой славы, от честных предприни­мателей, которые закладывают будущее российского бизнеса. Созданию таких классов способствовало высокое мастерство учителей-предметников: математики — 3. А. Цейтлиной, Е. Е. Шубиной, Е. М. Перекопской, географии - А. П. Бондарь, права и истории Р. М. Фомичевой; учителей иностранного язы­ка Н. А. Мочаловой, Л. Г. Смирновой, Т. М. Клевакиной, В. В. Морозовой, В. П. Поповой, В. А. Смоль; черчения — В. М. Киселевой; русского языка и литературы Г. М. Бирюзовой, Л. П. Лопатиной, Н. В. Илимурзиной. Методической работой в стар­ших классах руководит творческий завуч Е. М. Перекопская.

Развивая художественно-прикладное направление, мы ук­репляем содружество школы народных ремесел В. Н. Бурчевского с нашей школой. По окончании школы учащиеся полу­чат специальность «подмастерье северных ремесел» и направ­ление на дальнейшее обучение в художественно-технический лицей, педучилище, ПГПУ (индустриальный факультет).

На развитие личности ребенка большое влияние оказыва­ет и внеклассная работа по предметам, проводимая в школе. Учителя русского языка Т. А. Ртищева, В. В. Сидоренко, Е. В. Деарт, О. П. Колмакова, Т. М. Розова ежегодно проводят конкурсы знатоков русского языка, уроки-концерты, уроки по развитию речи, уроки творчества и пр., а инициатором всех этих интересных дел является руководитель методобъедине- ния учитель русского языка и литературы Г. М. Бирюзова. Галина Михайловна провела цикл уроков по теме «Серебря­ный век русской поэзии» и работает над темой «Ономастика и народный календарь». В этом году в школе была открыта литературная гостиная, организаторами которой явились Л. П. Лопатина, Л. С. Викторова и А. Быкова. Учащиеся и учи­теля с интересом слушали исполнение авторских песен на слова учителя литературы Т. Н. Бутаковой и архангельских поэтов. Особенно заставили волноваться слушателей стихи Л. П. Лопатиной. Думаем, что литературная гостиная - но­вая традиция в школе.

Учителя математики В. А. Пьянкова, Н. А. Брагина, И. А. Марченкова, Л. Ю. Каторина, С. Ф. Новикова, О. Г. Печникова, Е. Е. Шубина под руководством 3. А. Цейтлиной много внимания уделяют внеклассной работе по математике. Систе­матически в дни декад математики проводятся различные КВН и игры «Поле чудес» для старшеклассников, игра «Что? Где? Когда?», математические турниры, игра «Звездный час», математический брейн-ринг и др. Внеклассная работа по предметам расширяет и углубляет знания учащихся, что спо­собствует успешной сдаче экзаменов.

Творческий подход к урокам и внеклассной работе учите­лей обслуживающего труда Г. П. Зайцевой и Л. Т. Стрижовой способствует профессиональному развитию учащихся. Учите­лями разработаны программы по художественному вязанию в 5—б классах, художественной вышивке в 7 кл., по основам швейного производства в 10 кл. Проводят конкурсы: украша­ющие швы на изделиях, вышивке, по вязанию. Устраивают выставки лучших швейных изделий.

Вся внеклассная работа в классах направлена на достой­ную встречу 50-летия Победы над фашистской Германией. Активное участие в этом принимают учителя истории Г. А. Санькова, Е. А. Рудакова, Р. М. Фомичева, Е. В. Агафонова, А. Я.  Ершова. Г. А. Санькова со своими учащимися переобо­рудует комнату боевой славы 23-й гв. дивизии, в которой про­водятся уроки мужества, памяти, беседы и встречи с ветера­нами.

Говоря о спортивной внеклассной работе, надо отдать должное учителям физического воспитания С. Н. Аристовой, Н. И. Уварову, В. Н. Вялых, Т. Р. Зайцевой и преподавателю ОБЖ Н. А. Немкевичу. На их счету и школьные дни здоровья, и соревнования, и спортивные праздники, и оборудование ^за­ла атлетической гимнастики. Команда школы № 17,в 1994-й заняла II место в спартакиаде, в эстафете и четырехборье. Но особо надо сказать о туристической работе, проводимой В. Н. Вялых. Ребята, занимающиеся у Виктора Николаевича, по-настоящему увлечены туризмом, овладевают туристическими навыками, совершая походы различной сложности.

Всей внеклассной работой руководит молодая талантливая выпускница школы Е. В. Агафонова в содружестве с вожаты­ми И. В. Рябковой, И. Казиной. Особенно западают в душу праздники, постановки, режиссером которых является Елена Витальевна, такие как: Праздник последнего звонка, выпуск­ной бал, новогодние сказки, День знаний, конкурсы больных танцев, «Веснянки». Учащиеся школы любят своего старшего друга, каким является Е. В. Агафонова.

Выпускники школы помнят и любят учителя рисования В. С. Куневич, которая много лет проработала в нашей шко­ле и воспитывала любовь к искусству, к прекрасному. Любовь к природе, к растениям, животным прививала детям ветеран педагогического труда М. П. Охалова в содружестве с лабо­рантом Л. П. Кинозеровой. Интересные опыты и уроки про­водились в те годы в школьной теплице.

Коллектив 17-й школы считает ветераном педагогического труда секретаря учебной части В. Г. Белякову. Она душой бо­леет за школу, любит детей, радуется успехам и огорчается неудачам.

Школа не могла бы существовать без заместителей дирек­тора по хозяйственной части ветерана труда И. Ф. Сухоруковой и ныне работающей Т. Г. Швалевой. Каждый год 1-го сен­тября мы говорим им огромное спасибо за светлую, уютную, красивую школу.

Пожалуй, каждый ребенок в школе знает наших медицин­ских работников В. И. Шедракову и Е. Н. Черняеву, которые много внимания и заботы уделяют здоровью учащихся. Каж­дый год проводят углубленный осмотр выпускников школы, контролируют санитарное состояние учебных кабинетов, ста­вят на учет ребят с хроническими заболеваниями и следят за их режимом, питанием. Родители, учителя, учащиеся благо­дарят В. И. Шедракову за многолетний добросовестный труд.

Для наших учителей главная проблема заключается в том, чтобы создать условия, обеспечивающие творческое развитие способностей учащихся. Корректировка программ по предме­там, активное участие учителей школы в их разработке, три года работы экспериментальных классов учебного комп­лекса ВЗФЭИ, внедрение программы «пилотной школы» позволили взглянуть на ребенка иначе, глубже раскрыть внут­ренний мир его, помочь в выборе профессий, в становлении личности учащихся, раскрыть их индивидуальные способнос­ти, содействовать воспитанию нравственного самосознания на примере народных традиций, праздников и обрядов.

Вторая проблема связана с научным руководством. Обыч­ная школа более чем когда-либо нуждается в научном руко­водстве. Третий год в бизнесс-классах преподает доктор со­циологических наук Овчинников Олег Владимирович. Обще­ние с профессором развивает у старшеклассников умение по­лемизировать, отстаивать свою точку зрения. В 1994 году 32 выпускника получили сертификат финансово-экономического института по специальности менеджмент, 82 человека — поль­зователя ЭВМ. Ежегодно студенты всех факультетов педаго­гического университета проходят практику в нашей школе. Хотелось бы, чтобы эта связь была неодносторонней. Нас тре­вожит и уменьшение числа учащихся, желающих получить глубокие и прочные знания по предметам, развивать профес­сионально-трудовые навыки и умения. Это объясняется, с од­ной стороны, ухудшением материального состояния семей, во­влечением (с целью получения заработка) школьников в ра­боту коммерческих и других структур, а с другой — сокраще­нием ПТУ. Чтобы решить эту проблему, мы создали содру­жество школы и школы народных ремесел В. Н. Бурчевского.

Следующая проблема связана с развитием материальной базы школы. 20 лет не обновлялась мебель в кабинетах фи­зики и химии, ощущается острая нехватка третьего спортив­ного зала (гимнастического), в обеспечении всех учащихся полноценным питанием.

Можно с удовлетворением заметить, что некоторые из наз­ванных проблем уже удается решить благодаря деловым кон­тактам с руководителями округа города, Управлением обра­зования, с Московским финансово-экономическим институтом, частично с Поморским университетом, со школой Бурчевско­го, с Институтом переподготовки педагогических кадров. Хо­чется верить, что в наше нелегкое время школа сумеет не только выжить, но и сохранить и возродить свои лучшие тра­диции и воспитать достойное поколение.

Э. Н. ЖУРАВЛЕВА, директор школы.

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 19.09.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения